Центр медицинской психологии и нейрокодирования

ЦНС-КОД - нейрофизиологические основы кодирования

Записаться на консультацию

Статьи


ЦНС-КОД - нейрофизиологические основы кодирования алкоголизма, ожирения и табакокурения

Ранее клиницистов в области психологии интересовали характеристики психики без «привязки» к мозговым структурам. Вопросы организации самой психической функции, а не то, как работают отдельные части головного мозга при осуществлении этой функции. Только, несколько десятилетий назад, появились первые технические возможности для исследования методами физиологии: регистрация биоэлектрической активности головного мозга, регистрации и исследования объективных процессов головного мозга с помощью электроэнцефалограмм, вызванных потенциалов, томографических исследований и пр. Методы исследования головного мозга человека постоянно совершенствуются. Современные методы томографии позволяют увидеть строение головного мозга человека. Высокие технологии, компьютерная графика при магнитно-резонансной томографии (МРТ), где головной мозг облучают электромагнитным полем, применяя для этого специальный магнит, позволяют изучать его в виде серии последовательных «срезов».

Еще более высокой функциональностью обладает метод позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). Введение в кровоток мозга короткоживущего изотопа с последующим сканированием, в трехмерном изображении,  позволяет наблюдать в головном мозге очаги возбуждения, живую нейронную активность, происходящую здесь и сейчас.

Электрофизиологические методы исследования, также совершенно не опасны для мозга человека и позволяют наблюдать течение физиологических процессов в диапазоне от долей миллисекунды (1 мс =  1/1000 с) до нескольких часов.

Благодаря совершенствованию высоких технологий, более динамичными и информативными современные методы клинической и экспериментальной энцефалографии. Благодаря им, можно отслеживать изменения уровня активности различных мозговых структур, например ритмы ЭЭГ (альфа, бета, тета и др.), контролировать деятельность мозга.

Нейропсихологический  метод представляет собой сочетание приемов психологического исследования или воздействия(психостимуляции) с физиологическим исследованием или воздействием (нейростимуляции) человека с нарушенными функциями или поврежденным головным мозгом.

Мозг человека единый орган, обеспечивающий жизнедеятельность и психические функции. Условно, его делят на три функциональные системы.

Это активирующий мозг, мотивационный мозг и познающий, или когнитивный, мозг. Эти три системы тесно взаимосвязаны. Если у человека нарушены одни функции мозга, то невозможно осуществление других. Например, если у алкоголика присутствуют алкогольные фильтры восприятия реальности, то становиться невозможным нормальное функционирование побудительных механизмов и процессов познания и обучения.

Нейрон, являющийся структурной основной единицей нервной ткани, предназначен природой для обработки информации и в связи с этим имеет определенную специализацию. Причем эта специализация настолько избирательна и уникальна, что нервная клетка утеряла способность к делению. Воистину, права народная мудрость: «нервные клетки не восстанавливаются». Таким образом, нейроны нашего мозга, однажды образовавшись, неизменно находятся с нами. Всю жизнь мы только теряем нейроны нашего мозга.

Основным свойством нейрона является  возбуждение (генерация биоэлектрического импульса) и проводимость – передача этого возбуждения к другим нейронам в виде потенциала действия. Его длительность в нервных клетках составляет величину около 1/1000с(1 мс).

В норме, возбуждение (потенциал действия) нейрона сменяется так называемым «покоем». Возбуждение движется по нервному волокну только в одном направлении не может пойти в другую сторону, так как после возбуждения участка волокна в нем наступает рефрактерность - зона невозбудимости. Электрический потенциал действия нейрона в синапсе (контакте с другим нейроном) превращается из электрического импульса в химический в виде порции биологически активного вещества – медиатора. Далее нейромедиатор связывается с рецепторами на мембране другого нейрона. На мембране одного нейрона могут одновременно находиться два вида синапсов (контактов): тормозные и возбудительные. Таким образом, нейрон благодаря воздействию через соответствующие синапсы может возбудиться или прекратить возбуждение, затормозиться. Молекулы медиатора строго индивидуализированы и соединяются комплементарно - как «ключ к замку» с рецепторами на мембране другого нейрона, что приводит передаче нервного импульса. 

Нейроны головного мозга, возбуждаемые через рецепторы, играют большую роль в проявлении некоторых психических функций. Гибель таких нейронов, например, в результате алкогольной интоксикации или перенапряжения вследствие хронических перееданий или в состоянии азарта, приводит к слабоумию (болезнь Альцгеймера).

Часть мозга отвечающая за мотивационно-эмоциональную сферу называется лимбическая система. Организм человека, имеет целый набор биологических потребностей.

Для достижения какой-то определенной биологической потребности в организме складывается функциональная система –  интегративная модель описывающая структуру поведенческих актов направленных на поддержание внутреннего баланса (И.П.Анохин). Ведущим системообразующим фактором является достижение определенного результата, соответствующего потребностям организма в данный момент.

Значимость биологической мотивации определяют эмоции проявляющиеся за чет активности лимбичсеской системы головного мозга. «Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» (Леонтьев, 1970).

В организме под влиянием определенной физиологической потребности развивается эмоционально окрашенное состояние - мотивация. На эксперименте, при электрической стимуляции различных участков мозга крысы менялось ее поведение. При стимуляции одних участков, крыса стремилась избежать повторного раздражения, других – оставалась безразличной, третьих – стремилась повторять самостимуляцию, даже ценой отказа от пищи и воды. (Дж. Олдс, 1953) 

«Мотивация, сформированная искусственно, обладает не меньшей силой, чем естественные мотивации, соответствующие основным видам физиологических потребностей, таким, как потребление пищи, воды и пр. Ради «приятной» стимуляции мозга животные даже переносят сильное болевое раздражение, направляясь к рычагу «удовольствия» через электрифицированный пол камеры.

Подобное поведение отмечается у лиц страдающих патологической зависимостью от алкоголя, игры, и ожирением. Пациенты стремятся к «приятной» стимуляции мозга не смотря на опыт и негативные последствия, связанные с физическими страданиями, например при вытрезвлении, прямым ущербом здоровью, семье, работе, финансовому состоянию и т.п. В результате длительного повторения такой «приятной» стимуляции происходит истощение порога чувствительности функциональной системы. Это сопровождается нарастанием дискомфортного состояния в периоды трезвости или отсутствия перееданий, азарта достигаемого в процессе игры. Необходимости поддерживать самостимуляцию для устранения этого дискомфортного состояния. Формируется поведение схожее с биологической мотивацией животных (голод, жажда, половая потребность), когда эмоции играют роль оценки. Если поведение животного приводит к положительным эмоциям, то оно продлевается, если к отрицательным, то оно блокируется. Когда искусственная мотивация по силе становиться сопоставимой голодом или жаждой, т.е. биологическими потребностями, влечение приобретает характер компульсии.

У человека в отличие от животных, наравне с биологическими потребностями присутствуют духовные. По сути – это способность человеческого мозга работать единой функциональной системой и на фоне биологической осуществлять сознательно направленную деятельность опираясь на внешние вспомогательные орудия и средства. Это принципиальное отличие человека от животного.

 

Защищено. При копировании ссылка на сайт обязательна.


Записаться на консультацию