Психические расстройства
Появление психотических расстройств у больного хроническим алкоголизмом свидетельствует о переходе заболевания в развернутую, тяжелую стадию. Каждый перенесенный алкогольный психоз сопровождается стойкими и необратимыми изменениями в центральной нервной системе (ЦНС), проявляющимися в виде хронической энцефалопатии, остаточного бреда несмотря на то, что поведение алкоголика после перенсенного психоза в целом, номализовалось. В развитии алкогольных психозов большую роль играет сочетание внутренней и внешней интоксикации, нарушение обмена веществ, иммунных расстройств. Психозы развиваются у больных хроническим алкоголизмом на второй-третьей стадиях болезни, благодаря длительной, хронической алкогольной интоксикации и наблюдаются у больных в остром похмелье после длительных запоев или в конце длительного запоя на фоне истощения больного и снижения или отмены суточных доз алкоголя.
.
Алкогольный делирий. Белая горячка (Белка) - развивается в состоянии похмелья после прекращения приема алкоголя (чаще всего на второй—четвертый день), как правило, начинается в вечернее или ночное время. Наиболее часто белая горячка возникает после тяжелых и длительных запоев, при употреблении суррогатов алкоголя, у больных с признаками органического поражения головного мозга, с черепно-мозговыми травмами в анамнезе.
Ранними признаками и последующим развитием наступающего делирия являются:
1. Беспокойство, тревожность, неусидчивость и стойкая бессонница у больного.
2. Нарастание бледности кожи, часто с синюшным оттенком, тахикардия и повышенное артериальное давление, отечность, небольшое повышение температуры. Затем к описанным выше расстройствам присоединяются парейдолические иллюзии (плоские изображения, чаще фантастического содержания, основой которых является действительно существующий рисунок, орнамент и т. д.).
3. Иллюзорное восприятие окружающей обстановки быстро сменяется появлением зрительных галлюцинаций. Возможны недолгие состояния помрачения сознания с неполной дезориентировкой в пространстве и времени («провалы», «что-то приснилось» и т. д.).
Характерны зрительные зоологические галлюцинации (насекомые, мелкие грызуны и т. д.), тактильные галлюцинации (чаще всего в виде очень реалистичного ощущения присутствия постороннего предмета — нитки или волоска — во рту), возможны вербальные галлюцинации, в основном угрожающего характера. Преобладают страх, тревога, растерянность. Теряется способность ориентироваться на месте и во времени, но при этом больной в состоянии идентифицировать себя как личность. При нарастании признаков помрачения сознания наблюдаются оглушенность, уменьшение двигательной активности, пациент перестает разговаривать, движения становятся автоматическими, часто больной воспроизводит движения, связанные с его профессиональной деятельностью.
4. При дальнейшем ухудшении состояния больной становится безучастным к происходящему, перебирает пальцами складки белья, натягивает одеяло, пытается что-то с себя стряхнуть, неразборчиво бормочет, не узнает окружающих (мусситирующий или бормочущий делирий). Повышается температура тела, резко снижается диурез, падает артериальное давление.
Алкогольный галлюциноз — второй по частоте развития (после алкогольного делирия) психоз с преобладанием слуховых галлюцинаций, бреда и тревожных расстройств. Большинство алкогольных галлюцинозов протекают при ясном сознании.
Острые алкогольные галлюцинозы начинаются с аффективных нарушений в виде тревоги, беспокойства, страха, часто наблюдаются расстройства сна. Появляются слуховые галлюцинации в виде отдельных звуков, шумов, выстрелов и отдельных слов и фраз. Обычно больные способны четко локализовать источник звука (из коридора, форточки, соседнего помещения и т. д.). Галлюцинации сопровождаются двигательным беспокойством, аффектом недоумения. Психотические расстройства часто исчезают после глубокого сна.
В случаях дальнейшего развития психоза появляются множественные галлюцинации, вторичный бред (отношения, воздействия, обвинения, преследования или физического уничтожения). Больные чрезвычайно подвержены приступам страха и паники, крайне подозрительны. Постепенно бред начинает выстраиваться больным в определенную систему, в которой галлюцинаторные переживания вплетаются в реальные события (иногда довольно правдоподобно). После терапии психотические расстройства исчезают, пациент оказывается способен критически оценить пережитое, при этом у него может сохраняться депрессия на фоне общего истощения.
Бредовые психозы - сопровождается бредом преследования, тревожно-депрессивным расстройством, идеями особого значения, физического воздействия. Наряду с бредовой трактовкой окружающего, характерно иллюзорное восприятие. Так, например, в разговорах больным постоянно мерещится угроза в свой адрес, подчеркнуто негативное отношение к себе и т. д. Преобладает аффект страха, в отношении мнимых преследователей возможны агрессивные действия.
Позже иллюзии исчезают, и наблюдается систематизация бреда. Поведение становится более упорядоченным, больные становятся еще более замкнутыми, подозрительными, угрюмо-злобными, иногда агрессивными. Постепенно интенсивность переживаний ослабевает, возможна социальная адаптация
Алкогольный бред ревности (алкогольная паранойя) — это психоз, преимущественно с затяжным и хроническим типом течения, развивается на фоне хронической алкогольной энцефалопатии. Развивается постепенно — сначала бредовые высказывания появляются только в состоянии опьянения или абстиненции. Формированию бредового синдрома часто предшествуют реально существующие плохие отношения в семье, связанные с систематической алкогольной интоксикацией и особенностями характера больного. Длительное время бред, как правило, остается достаточно правдоподобным. Иногда к существующему бреду ревности присоединяются связанные с ним идеи преследования. Возможны агрессивные и аутоагрессивные действия со стороны алкоголика.
Алкогольные энцефалопатии
Острые энцефалопатии наблюдаются при массированной алкогольной интоксикации в III, реже во II стадии алкоголизма или при интоксикации суррогатами алкоголя и техническими жидкостями.
Хроническая энцефалопатия, по сути, является следствием длительной, систематической алкогольной интоксикации. В клинической картине, наряду со слабоумием, могут наблюдаться нарушения чувствительности, потеря, выпадение памяти, ложные воспоминания, эйфория и другие расстройства.
Алкогольный псевдопаралич — вариант хронической энцефалопатии, проявляющийся снижением интелектуального и морально-этического уровня; он сопровождается беспечностью, эйфорией или тревожно-депрессивным настроением, бредовыми идеями величия.
Лечение тяжелых форм болезни происходит только в стационаре с последующей длительной психоформакотерапией и долговременной реабилитацией.
Используемая литература:
Уткин С. И. АЛКОГОЛЬНЫЕ ПСИХОЗЫ.Журнал «Лечащий врач», № 4, 2003г.
Поехали к родственникам. До этого три недели был в запое. Приехали, слегка перекусили и пошли с женой спать. Сначала появились голоса. Мужские и женские. Как будто все говорят обо мне, комментируют каждое мое действие. Как по радио. Я встал и начал прислушиваться, а потом и искать динамики провода, казалось что голоса идут из розеток, при этом я был абсолютно трезвый. Они глумились, матерились и говорили про меня всякую дрянь. Вышел покурить. Мимо проходили люди. Они все осуждали меня, каждый мой шаг, движение, всё комментировали, матом, обзывали. Я стал огрызаться обзывать их. Они оборачивались и крутили у виска, а некоторые просто прибавляли шаг или убегали. Из каждой проезжающей мимо машины, из каждого автобуса, а из-за каждой двери в подъезде слышались голоса, которые говорили про меня, про мою жизнь, как будто они смотрели в замочные скважины и видели меня изнутри, смеялись, издевались. Решил немного прогуляться - ко мне стали подлетать какие-то прозрачные паутинки, они касались меня и сползали вниз по телу как капли воды, отмахивался от них, передергивало было жутко и неприятно. Потом ко мне стали близко подъезжать люди на мотоциклах, машины норовили задавить. Вернулся обратно прилег ив друг в правом углу комнаты мне хором стали петь покойные родственники и знакомые. Хор голосов не стихал, орали, обзывали, говорили, что если останусь здесь - они меня убьют, мы умрём, они нас уничтожат. Из телевизора говорили. Из-под кровати кусала собака за ноги. Реально. В ванной сидел мертвый дедушка мой, вздыхал и стонал. По стенам ползала всякая дрянь, за дверью родственники разговаривали о том, как мы сейчас заснем, а они зайдут и порубят нас на куски топорами. Моя покойная подруга молодости влетала в форточку в полупрозрачном виде и хохотала, истошным хохотом. Покойная бабушка охала и читала морали. Это продолжалось два дня и две ночи.Руслан.
Защищено. При копировании ссылка на сайт обязательна.